Полиграфический дизайн или дизайн полиграфической продукции - разновидность графического дизайна, в задачи которого входит разработка материалов под печатную продукцию. Чаще всего готовым продуктом является бумажный носитель.
Области применения полиграфического дизайна
- Массовая реклама (пресса, наружная реклама)
- Рекламная печатная продукция (листовки, буклеты)
- Многостраничная продукция (брошюры, справочники, книги, газеты, журналы)
Основные этапы для получения полиграфической продукции
Разработка дизайна. Под разработкой дизайна в полиграфии понимается графическое оформление макета согласно пожеланиям заказчика и в соответствии техническим требованиям для реализации данной продукции.
Допечатная подготовка - это подготовка макета к печати в соответствии с техническими требованиями, которые выставляет типография.
В предпечатную подготовку входит изготовление фотоформ, печатных форм, штампов для высечки и другие процессы, необходимые для конкретного заказа.
Печать - основной процесс в типографии при работе над заказом. От качественной печати зависит результат восприятия готового изделия в целом.
Послепечатная обработка. После печати тираж некоторое время подсыхает и только потом поступает на послепечатную обработку, такую как брошюровка, переплёт, склейка, ламинирование, лакирование, высечка, тиснение, когрев (описание четырёх последних технологий смотрите ниже) и т. п.
Задача полиграфического дизайна разработать дизайн таким образом, чтобы обеспечивать лёгкость восприятия на печатном носителе. Полиграфический дизайнер должен знать, на каком носителе будет представлен готовый макет, какие процессы пройдёт макет, прежде чем готовый продукт выйдет в свет.
Технологии полиграфии
В отличие от веб-дизайна, где готовый продукт нельзя потрогать, в полиграфии, кроме самой бумаги, большую роль играют технологии, которые можно задействовать при создании оригинальной печатной продукции. Это выбор типа ламинирования, сплошной или выборочной лакировки, тиснения фольгой, высечки, конгрев. Всё это, кроме того что расширяет поле деятельности для дизайнера, ещё и возлагает на него большую ответственность: некоторые послепечатные процессы достаточно дорогостоящие, и при больших тиражах любая ошибка может принести существенные убытки.
Лакировка. Лакирование печатной продукции улучшает как её внешний вид, так и потребительские свойства. При лакировании на поверхность печатного оттиска наносится слой лакового раствора, который после высушивания создаёт прочную прозрачную однородную плёнку. Слой лака придаёт изображению блеск, повышая контрастность и насыщенность цветов. Кроме того, лак защищает от влаги и загрязнения, препятствует истиранию красочного слоя, увеличивает прочность и долговечность. Технология ультрафиолетового лакирования может быть сплошной и выборочной, что делает её привлекательной в качестве дополнения к печати.
Высечка - вырубка из листа бумаги прямоугольной формы изделий сложной формы посредством удара штампом по контуру. Штампы для высечки используются как стандартные, например, для папок, так и изготавливаются под конкретный заказ. Высечка часто используется для изготовления открыток, карманных календарей, этикеток, упаковок и для много другого.
Тиснение фольгой - тиснение, при котором между нагретым клише и бумагой протягивается фольга и производится прессование. Тиснение фольгой было известно ещё в Средневековой Дании во время изготовления книг.
Конгревное тиснение без фольги выполняется при помощи пресса горячего тиснения путем выдавливания изображения. Конгрев - популярный вариант дизайна, который используется при оформлении суперобложек, этикеток, открыток, мягкой упаковки, дипломов и пр. Конгрев может использоваться как самостоятельный вид оформления, так и в комплексе с другими видами тиснения, например, с тиснением фольгой.
Другие технологии: современные технологии позволяют внедрять в печатную продукцию видео фрагменты.
Особенности разработки дизайна для полиграфии
Отличительной особенностью полиграфического дизайна, к примеру, листовки или буклета, является то, что утверждённый или согласованный дизайн - это только начало печатного процесса. Поэтому разработка полиграфического макета должна соответствовать требованиям всего происходящего с ним в дальнейших процессах.
Основные ошибки при разработке дизайна
Ошибкой является простой перевод готового макета из модели RGB в CMYK. Основная проблема - это чёрный текст: при конвертации в CMYK он раскладывается на четыре краски, что приводит к «свечению» текста при печати и делает его нечётким. Весь текст чёрного цвета должен печататься одной чёрной краской. В других цветах при такой конвертации также могут возникнуть проблемы.
Также частой ошибкой является использование одной чёрной краски при запечатке больших площадей. В этом случае чёрный воспринимается как «прозрачный чёрный», поэтому для придания плотности рекомендуется использовать сложный чёрный цвет - добавление красок Cyan, Magenta и Yellow. Параметры сложного чёрного цвета уточняются в типографии и в основном зависят от толщины и типа бумаги. Обычно суммарная краска сложного чёрного не превышает 300%.
Ещё одной особенностью является печать чёрного текста по цветным плашкам - если в программе вёрстки не установлен параметр «Overprint», то создаётся белая выворотка, и при малейшем несовмещении у текста появляются паразитные белые контуры.
Чтобы избежать проблем с чёрным цветом, макет должен сразу разрабатываться в цветовой модели CMYK, и для всех элементов с цветом Black=100% должен быть установлен режим «overprint». В этом режиме выворотка под чёрным не создается, и любой объект, обозначенный таким образом, печатается как бы поверх других.
Цветовое восприятие
В полиграфическом дизайне важна правильная передача цветовых тонких оттенков. Вариант WYSIWYG здесь не подходит. Цветовые модели RGB и CMYK настолько разные, что их описание заслуживает отдельного изложения (смотрите соответствующие материалы в разделе "Статьи" нашего сайта). Кроме того, отпечатанная на разном оборудовании полиграфическая продукция будет отличаться как из-за самого оборудования, так и из-за качества используемой краски. Чтобы цветовое восприятие готовой продукции максимально приближалось к эталону, используют цветопробу или контролируют процесс печати на месте.