Главная    Технологии    Печать    Ризография

Ризография

 

Перед многими заказчиками бумажной продукции возникает проблема быстрого дешевого копирования документов. И что же делать, если офсетных требований к качеству оттисков нет, как нет и денег на этот самый офсет?

 

 Существует несколько технологий, восполняющих пробел между обыкновенным копиром (до 50 экземпляров) и могучей офсетной технологией (от 2 тысяч экземпляров). Сегодня мы поделимся секретами наиболее доступной технологии... Причем оговоримся сразу, что само слово "ризограф" стало нарицательным, подобно "ксероксу", и этим словом называют аппараты всех фирм, использующих подобный метод печати... Приведенные тут цифры относятся к продукции марки Riso и в большинстве своем являются завышенными, так как на ризографах за деньги в основном печатают поставщики этих самых ризографов, и информация от них соответствующая.

Из-за доступности и популярности ризографию часто путают с офисным (дорогим) копиром, что неверно.

Да, действительно, ризограф очень быстрый (максимум 120 копий в минуту), он действительно может печатать в несколько цветов (но именно в несколько, а не полноцвет). Внешне ризограф действительно похож на "ксерокс".

Однако технологически ризограф - это цифровой дубликатор, использующий при копировании метод трафаретной печати.

Сама технология копирования выглядит так: как и на ксерокс, вы кладете свой оригинал на стекло сканера, закрываете крышкой, нажимаете несколько кнопок: указываете контрастность при сканировании, режим сканирования (фото или текст) и количество требуемых копий (как у ксерокса). Оригинал ваш сканируется, и далее прожигаются отверстия в мастер-пленке.

Однако сканировать не обязательно: некоторые модели ризографов имеют и возможность печати сразу с компьютера, так что иногда можно принести на печать и файл (естественно, надлежит узнать заранее). Отдельно компьютерный интерфейс очень дорог и по стоимости сопоставим с еще одним ризографом, а потому держат его немногие...

Теперь ризографы печатают с указанным в прайсе качеством 600х600 или 400х400. Как и для струйных принтеров, параметр этот немного странен: ведь качество 600х600 dpi от лазерного принтера все равно выше (хотя и дороже на порядок).

Мастер-пленка полупрозрачная, словно калька, только чуть плотнее. При каждом новом оригинале предыдущий мастер снимается и удаляется. На одном мастере Riso рекомендует выполнять до 4000 экземпляров, печатники - до 2000. На небольших тиражах стоимость мастера заметно влияет на себестоимость отпечатка.

Бумага. Это вторая по стоимости после мастер-пленки составляющая отпечатка. Однако ризограф некритичен к бумаге и печатает практически на любой по весу и качеству: от 46 г/м2 до 210 г/м 2.

Далее, естественно, краска. У ризографов она густая (читайте в соседней статье: только у ризографов от Riso). Туба с краской вставляется в барабан. Однако новый цвет - это новый барабан (около 1000 у.е). Основных цветов у Riso 14, и даже есть каталог всех возможных цветов с растрированием (хотя справедливости ради следует отметить, что цвета имеют соответствие по Pantone). Четвертое: поскольку краски жидкие, то печать одной по другой (кроме как сверху черным) приведет к странным результатам. Пятое (из четвертого): совмещение; приводка на каждый цвет не менее 1 мм.

И вообще, ризограф не предназначен для совмещения цветов. Его конек - это низкая стоимость и высокая скорость печати.

Отсюда вывод: использовать цвет в ризографе надо очень осторожно. При этом лучше всегда узнать, а есть ли нужная вам краска в салоне, где вы будете печатать свою работу..